|
Благовещение Устюжское. 1130-1140. Новгород. Дерево, темпера. 238х1140. Государственная Третьяковская галерея.
Благовещение – благая весть, принесённая Деве Марии архангелом Гавриилом, о рождении, о воплощении от Неё Спасителя. С древнейших времён 25 марта / 7 апреля отмечается праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, входящий в число двунадесятых. В этот день, как и на Пасху, грешников в аду не мучат. Благовещение – начало весны, когда солнце играет при своём восходе. О важнейшем событии на пути спасения рода человеческого рассказывает евангелист Лука.
В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами… И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству Его не будет конца. Лк., (1:26-38).
Икона Благовещение Устюжское, хранящаяся в Третьяковской галерее, повествует о принесении благой вести. Название «Устюжское» связано с легендой, по которой в 1290 году святой Прокопий Устюжский молился якобы перед иконой Благовещение об отражении «тучи каменной от города» Великого Устюга. В 16 веке её в Москву вывез Иван Грозный. Архангел возвещает Марии, что Она родит Сына Божьего. Гавриил чуть повернулся к Богородице, благословляя Её правой рукой, - знак благодати. На подножии стоит Дева Мария, внимая принесённой вести. На груди Богоматери образ Младенца в медальоне. Кудель и нить в руках Марии – нить судьбы человечества.
Храмовая икона видна издалека благодаря выразительным силуэтам на золотом фоне. Благовещение Устюжское завораживает раскрывающимся в своей потаённой глубине светлым чудом. Русские мастера любили этот сюжет, так как он позволял выразить многообразную панораму чувств – от волнения и смятения до потрясения и радости.
Благовещение – излюбленный сюжет не только в христианском искусстве, но и постоянная тема византийских икон, средневековой скульптуры и Ренессансной живописи. В эпоху Возрождения образ Богоматери занимал центральное место. Художников привлекала тема материнства. Деву Марию почитали как Заступницу.
Итальянский художник Фра Анджелико создал Благовещение. Его произведение - прекрасный пример келейной фрески для монастыря Сан Марко во Флоренции. Роспись заказали монахи-доминиканцы, которые считали Богоматерь своей заступницей.
Фра Анджелико. Около 1440. Фреска. 187х157. Монастырь Сан Марко, Флоренция, Италия.
Анджелико Фра Беато Джованни да Фьезоли, Гвидо ди Пьетро (1387-1455) – представитель Раннего Возрождения – мастер Флорентийской школы. Прозвище «Беато» означает «блаженный». Картины и фрески живописца удивительно светлы, поэтичны, проникнуты тончайшим чувством и религиозным благоговением. «Фра Анджелико был, в сущности, не художником, а святым, рукой которого водил Святой Дух», - говорил Джон Рескин. Он являлся монахом Доминиканского ордена, отсюда имя Фра Джованни. Фресковый цикл, созданный около 1440 года в Сан Марко, принадлежит к вершинам его творчества. Работы украшают торцовые стены коридоров и монашеские кельи. Когда их рассматриваешь одна за другой, невольно проникаешься породившей их духовной атмосферой. В одной из келий итальянец и написал Благовещение.
Евангельское событие Фра Анджелико трактует как полную поэтического очарования сцену. Написана она в сдержанной цветовой гамме. Действие происходит в лоджии. Автор избегает лишних деталей, заставляя зрителя полностью сосредоточиться на волнующем событии. Прекрасен лик архангела, который возвещает Деве Марии её грядущую судьбу. Богоматерь скрестила руки в знак покорности божественной воле – согласия исполнить Ей предназначенное. С неба падает луч света – символ небесного послания Святого Духа, что является зримым образом слов архангела: «Дух Святой найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя». В искусстве Возрождения Гавриил и Мария изображались в золотых нимбах (ореол святого).
Фреска Благовещение, как и Устюжская икона, кратко и ёмко передают самую суть Евангельского рассказа о принесении благой вести. Итальянский художник и русский мастер явили миру потаённую красоту святости. Их шедевры, словно, отблеск небесной гармонии, занимают особое место в истории мирового искусства.
|
|