www.culturecenter.ru

Написать нам На главную Добавить в избранное

История одной картины

Серебрякова Зинаида Евгеньевна

К 125-летию со дня рождения

За туалетом.
Автопортрет. 1909.
Государственная Третьяковская галерея.
Холст, масло. 75 х 65 см.

Период в русской культуре, который принято называть Серебряным веком, выдающийся философ Н. Бердяев назвал русским культурным Ренессансом. Никогда в России не существовало такого количества направлений, группировок, объединений, ассоциаций, как в конце 19 - начале 20 столетий. В 1898 году в Санкт-Петербурге из кружка молодых «любителей изящного» возникает «Мир искусства», идейным вдохновителем которого стал Александр Николаевич Бенуа (1870-1960). Целью объединения являлось изучение художественной культуры, как современной, так и прошедших эпох, воспринятой синтетически, во всём многообразии видов, форм и жанров. Мирискусники выступали за индивидуализм в творчестве, провозглашая лозунг: «Мы, прежде всего, поколение, жаждущее красоты».

На это время приходится творчество Зинаиды Евгеньевны Серебряковой (1884-1967). Она – продолжательница традиций русской реалистической школы, берущей своё начало в искусстве Ореста Адамовича Кипренского (1782-1836) и Алексея Гавриловича Венецианова (1780-1847). Впервые Зинаида Серебрякова предстала перед публикой в 1910 году на выставке Союза русских художников в Петербурге. Среди четырнадцати работ была картина За туалетом. 1910, получившая всеобщее признание. В 1912 году Зинаида Евгеньевна вступила в «Мир искусства», со многими членами которого её связывали дружеские и родственные отношения.

Серебрякова родилась в имении Нескучное Курской губернии, недалеко от Харькова. Отец – известный скульптор Евгений Александрович Лансере (1848-1886), мать – художница Екатерина Николаевна (1850-1933), дочь архитектора Николая Леонтьевича Бенуа (1813-1898). В большой семье на протяжении почти двух столетий и в каждом поколении, творили мастера, определившие лицо русской культуры в самых различных её областях – музыке, театре, архитектуре, живописи, в художественной критике, истории искусства. Зинаида Серебрякова не получила систематического художественного образования и своим профессионализмом обязана, прежде всего, влиянию среды, а ещё больше – собственным усилиям и требовательности к себе.

Многое в судьбе художницы было связано с Нескучным. Здесь постоянно работала на натуре, делая этюды, пейзажи, портреты, среди которых преобладали изображения местных крестьянок, так называемых «московок». Крестьяне – свободные люди, занятые трудом, как и она. Трудом, даже возвеличенным, «естественным призванием человека, залогом духовной и физической красоты, сферой подлинно высокой поэзии». Дыша «благодатью» деревни, Серебрякова вспоминала картины любимого художника А. Г. Венецианова. «Да, этот мастер мне близок, и я люблю его с ранней молодости», - говорила Зинаида Евгеньевна. Любовь к деревне, к её пейзажам, любование деревенскими женщинами, работающими в поле, отдыхающими – вот, что составляет пафос живописных полотен Серебряковой.

В 1914 году после возвращения из-за границы Зинаида Серебрякова выбрала темой своего будущего произведение время жатвы в Нескучном. И работала над ним целый год. Первые варианты картины были уничтожены самой Серебряковой.

Серебрякова З. Е. Жатва. 1915. Одесский государственный художественный музей. Холст, масло. 142 х 177 см.

Серебрякова З. Е. Жатва. 1915.
Одесский государственный художественный музей.
Холст, масло. 142 х 177 см.

Жатва. 1915. Полуденный отдых крестьян во время жатвы. Две девушки стоят, одна режет хлеб, другая наливает молоко. Стройные сильные фигуры, тонкие черты удлинённого лица, широко поставленные большие глаза, чуть заметная улыбка, - черты, восхищавшие Зинаиду Евгеньевну в простых труженицах. Никто в русском искусстве 1910-х годов не смог передать тот простой «узор женственности», женской фигуры, как Серебрякова. Изначально автор полотна собиралась изобразить и мужчин, и женщин. Но героинями стали только крестьянки.

Характерен в работе излюбленный Серебряковой приём – выбор для композиции высокого горизонта. Это позволило изобразить девушек на фоне поля, и ввести, как обязательное музыкальное сопровождение, пейзаж: широко раскинувшиеся до горизонта желтеющие и зеленеющие поля, лёгкие перистые облака. Картина написана темперными красками, положенными жидко, тонким слоем. По воспоминаниям дочери, Зинаида Евгеньевна «никогда не выходила без бумаги и красок. Но масляными красками пейзажи не писала…». Действительно, только темпера обладает присущей ей звучностью. Цветовая гамма картины строится на сочетании красного в сарафане, кофтах, платках и золотисто-жёлтых оттенков полей.

В Жатве Серебрякова выражает чувство глубокого уважения к крестьянскому труду. Недаром она была дочерью отца, бесконечно преданного всему, что связано с русской деревней, с Россией. Обычный сюжет трактуется как вечная тема человека и земли, в общем дыхании и движении. Земля и небо, люди на этой благодатной земле – мир глубокий и гармоничный. Данное произведение – это единый образ крестьянской России, своеобразие её земли, особый «однообразный говор русского лица». В чём секрет произведений Серебряковой, почему они так пленяют зрителя, почему кажутся родными и близкими? Вероятно, потому, что они трогают сердца зрителей жизненной достоверностью, и, главное, - понятны и просты (как просто всё высокое). «Глубокий мир, одухотворённый, гармоничный, движет всё на этой картине…», - писал С. Р. Эрнст.

Жатва – монументальное и лаконичное по своему композиционному и цветовому решению произведение. После его создания художнице предложили принять участие в росписи Казанского вокзала в 1915-1916 годах.

Достижения русского искусства Серебряного века огромны и имеют мировое значение. Литература, живопись, скульптура, театр и музыка стали своеобразным прологом искусства 20 века, как в зеркале отразив противоречия и сложности культуры нового столетия.

10.12.2009 г.

Copyright © Международный центр духовной культуры, 2007-2009