Индия в полотнах С.Н. Рериха
Духовное наследие Индии издавна привлекало творческих людей. Русский художник Святослав Николаевич Рерих (1904–1993), большую часть жизни проживший в этой стране, запечатлел её неповторимый прекрасный облик.
Первое, что поражает каждого при знакомстве с живописью Святослава Рериха, - необыкновенная светоносность красок, культ цвета. Необыч-ность цветовой гаммы его работ продиктована не только яркостью индийской природы. Таково восприятие им жизни вообще. В его картинах мы наблюдаем огромный цветовой диапазон - от нежнейших нюансов до сопоставлений больших плоскостей контрастных цветов, создающих вместе образ совершенно определенный - трагический или мажорный, выражающий бесконечную изменчивость мира или покой, разлитый в нем. Цвет в произведениях Святослава Рериха создает не только определенный эмоциональный настрой, но и вызывает радость открытия удивительных редких сочетаний, которые может увидеть в природе только острый глаз художника. Высокое мастерство художника проявляется в организованной, продуманной композиции, в четком цветовом ритме, в умении выделить с помощью линий и цвета главную смысловую точку картины.
Задумывая картину, С.Н. Рерих мысленно полностью создавал ее композицию, цветовой ключ. Обычно он работал в мастерской сразу над несколькими произведениями, чтобы глаз не утомлялся от цве-та, чтобы не притуплялось видение. Каждая следующая картина являлась логическим продолжением его мыслей, чувств, выраженных в предыдущих работах. Одновременно художник писал серии этюдов, в которых разрешал проблему чистой композиции.
Высокое мастерство Святослава Рериха открывает ему неограниченные возмож-ности для выражения идей, чувств, мыслей. Творческий диапазон его необычайно широк: портрет, пейзаж, живопись жанровая, философско-эпическая. Во всех жанрах художник затрагивает принципиаль-ные проблемы общего характера, что создает в целом определенную направленность, которую можно было бы определить как "Мир и Человек".